Маршрут по Памирскому шоссе: Из Душанбе в Ош

Pamir highway itinerary: From Dushanbe to Osh
  • Обновлено:11 месяцев назад
  • На чтение:17Минут
  • Просмотров:

Многие думают, что Памирский тракт — это всего лишь одна-единственная дорога. Официальная трасса М41 проходит от Душанбе в Таджикистане до Оша в Кыргызстане. Тем не менее, есть много объездов и объездов, которые делают ваш маршрут по Памирскому тракту намного интереснее.

С таким большим количеством вещей, которые можно увидеть и сделать на Памире, планирование маршрута Памирского тракта всегда требует некоторого выбора. Включите ли вы долину Бартанг? Вы едете по Ваханскому маршруту? Какие побочные поездки из Мургаба вы включаете? В конце концов, ваш маршрут по Памирскому шоссе часто представляет собой компромисс между имеющимся временем и затратами.

Теоретически вы можете закончить свой маршрут по Памирскому шоссе за 3 долгих дня, путешествуя из Душанбе в Хорог, из Хорога в Мургаб и из Мургаба в Ош. Хотя это будет не очень весело. Чтобы по-настоящему оценить Памир, нужна как минимум неделя.

Через семь дней вы дадите себе еще немного времени, чтобы насладиться видами и познакомиться с окрестностями. Но даже тогда мне иногда казалось, что я увидел лишь верхушку айсберга. Памир действительно не из этого мира с его захватывающими лунными пейзажами и блестящими озерами. Чем больше у вас есть времени, тем лучше.

Для всей практической информации о путешествии по Памирскому тракту я могу порекомендовать мой путеводитель по Памирскому тракту .

Недельный маршрут по Памирскому шоссе

Этот маршрут Памирского тракта — маршрут, который я проделал в апреле 2019 года. За 7 дней я проехал из Душанбе в Ош по трассе М41 с объездом в красивую Ваханскую долину вдоль границы с Афганистаном.

Я арендовал 4 на 4 с водителем через Визит Алай , который также помог мне с другими путешественниками. В итоге мы оказались в группе из трех человек. Это было одно из самых дешевых агентств, где я мог забронировать тур заранее, и я был очень доволен их общением и услугами. У нас был отличный водитель и хорошая машина, что сделало нашу поездку максимально комфортной.

Ниже вы увидите карту моего маршрута Памирского тракта. Если вы нажмете на нее, вы перейдете к интерактивной карте со всеми местами, которые можно увидеть по пути.

Эта карта может помочь вам в планировании собственного маршрута Памирского тракта. Во время моей недельной поездки у меня действительно не было времени на пешие прогулки, поэтому, если вы хотите добавить несколько походов в долину Ванч, долину Бартанг или долины Пшарт и Мадиян, обязательно добавьте несколько дней к маршруту Памирского тракта.

Interactive map of a one week Pamir highway itinerary

День 1: Душанбе – Калай-Хумб

Расстояние: 327 км.
Набор высоты: 440 м.

Есть два способа добраться из Душанбе в Калаи-Хумб и Хорог. Северный маршрут выглядит короче, но это горная грунтовая дорога, закрытая с октября по июнь. Поэтому большинство людей выбирают южный маршрут через Дангару и Куляб, где дорога находится в гораздо лучшем состоянии.

It would be possible to travel onwards to Khorog in a very long day from Dushanbe. The journey can take up to 16 hours and because there are also some interesting stops along the way I decided to break up the journey in Qalai Khumb.

Нурекское водохранилище

Я путешествовала весной, и от Душанбе до Калай-Хумба пейзаж был очень зеленым. Луга и поля также были усыпаны красными и желтыми полевыми цветами. Нашей первой остановкой была смотровая площадка на Нурекском водохранилище. Озеро Нурек, образованное плотиной, является популярным местом среди местных туристов. Дорога не подходит так близко к озеру, но вид сверху потрясающий.

Nurek lake viewpoint on the Pamir highway Tajikistan

Дангара

Вскоре после Нурека мы проезжали Дангару. Этот сельский городок является местом рождения президента Таджикистана Эмомали Рахмона, который много вложил в Дангару. Результатом стали несколько роскошных домов президентской семьи, прекрасный дворец культуры с музеем Рахмона и третий по величине чайный домик в мире.

Это не то место, где стоит задерживаться надолго, но контраст между экстравагантными зданиями и окружающей их сельской бедностью является печальным напоминанием о сложной политической ситуации в Таджикистане. Кроме того, с июля 2018 года Дангара теперь также знаменита из-за теракта, в результате которого на дороге погибли 4 велосипедиста.

Это был единичный инцидент, и Памирское шоссе по-прежнему остается очень безопасным местом для путешественников. Ни разу я не испытывала никакой враждебности по отношению к иностранцам. Напротив, о памирском гостеприимстве ходят легенды, и куда бы я ни пошла, меня везде встречали с улыбками и дружелюбием. Правительство Таджикистана установило простой, но красивый мемориал велосипедистам.

The Danghara memorial on the Pamir highway Tajikistan

Крепость Хульбук и Куляб

После Дангары мы продолжили путь в Куляб. Это второй по величине город Таджикистана, но не очень привлекательный. Наш водитель знал хорошее место для обеда, но сначала мы сделали короткую остановку в крепости Хулбук. Старый укрепленный дворец, разрушенный монголами.

Крепость была реконструирована в 1951 году и выглядит довольно новой. Свадебная процессия, которая шла перед крепостью, была на самом деле гораздо интереснее.

The Hulbuk fortress on the Pamir highway Tajikistan

Вдоль афганской границы

Пока мы прошли через сельские угодья с несколькими городами и деревнями, но после Куляба мы вошли в более пустынный участок Памирского тракта. Мы пересекли наш первый горный перевал, и на вершине мы впервые увидели Афганистан.

Внизу протекает река Пяндж, граница с Афганистаном, по которой мы следовали остаток дня. Это странный опыт – быть так близко к Афганистану. На другом берегу реки проходит афганская дорога, по которой мы видим, как сельские жители проезжают на мотоциклах или прогуливаются со своими ослами.

На нашем первом блокпосту на въезде в Горно-Бадахшанскую автономную область река была настолько узкой, что мы могли слышать разговоры афганцев. Без общего языка они машут и смотрят на нас.

Кажется, что здесь так легко построить мост, но история Большой игры между британцами и русскими и многолетние конфликты сделали реку Пяндж гораздо большим барьером, чем это должно быть.

Где переночевать в Калаи-кумб: Конечно, это намного дороже, чем проживание в обычной семье, но если вы хотите комфорта и роскоши, вы можете забронировать номер в отеле Karon Palace .

Afghan viewpoint on the Pamir highway Tajikistan

День 2: Калай -Хумб – Хорог

Расстояние: 242 км.
Набор высоты: 900 м.

Мы спали нашу первую ночь в Калаи Хумб. Небольшой город, в котором мало что происходит, но я был рад, что у нас был перерыв здесь. Когда мы приехали, уже темнело, и я не представляю, нужно ли нам было продолжать путь до Хорога.

Как только мы покидаем Калаи Кхумб на следующее утро, я загипнотизирован видами. Мы продолжаем движение по реке Пяндж и проезжаем несколько афганских деревень. Дома из сырцового кирпича и фермы, где быки пашут поля. Дети играют в футбол, а женщины стирают белье в реке. Эти деревни настолько удалены в Афганистане, что если бы эти люди захотели посетить Кабул, им было бы быстрее проехать через Таджикистан.

От Калаи-Хумба до Хорога особых достопримечательностей нет, но при таких красивых видах мы часто останавливались пофотографироваться. Был уже вечер, когда мы наконец прибыли в Хорог. Я с нетерпением ждал индийской еды в знаменитом ресторане Delhi Darbar, но он был закрыт.

Поскольку еда в остальных местах вдоль Памирского тракта довольно простая, мы решили побаловать себя в Хороге хорошим ужином. Мы оказались в довольно причудливом ресторане, где у нас было рагу из яка и гамбургеры из яка.

Где переночевать в Хороге: В Хороге у вас будет достойный выбор вариантов. Памир Лодж является самым популярным среди туристов и прекрасным местом для встреч с другими путешественниками, но в высокий сезон он часто переполнен. Другими вариантами для путешественников с ограниченным бюджетом являются Roof hostel , Pamir hostel & Bed and Breakfast Mir . За роскошью и комфортом выбирайте более дорогие отели Zafar и Zarya .

The Hulbuk fortress on the Pamir highway TajikistanViews on the Pamir highway Tajikistan

День 3: Хорог – Лангар

Расстояние: 249 километров.
Набор высоты: 732 метра.

Хорог – один из самых больших городов на Памирском тракте, но кроме роскоши, комфорта и ботанического сада здесь делать особо нечего. Мы остались только на одну ночь и уехали рано утром, чтобы начать наше путешествие в долину Вахан.

Из Хорога вы можете следовать по трассе M41 прямо в Мургаб или совершить более длинный крюк в живописную Ваханскую долину с ее уникальной культурой. Люди вахи не являются суннитами, но исповедуют исмаилитскую веру, либеральную ветвь шиитского ислама. Его лидер Ага Хан много сделал для развития Памира со своей Организацией Ага Хана по развитию .

В Ваханской долине так много всего можно увидеть и сделать, что мне хотелось бы провести здесь больше времени. Есть горячие источники, древние крепости, буддийские ступы и сельские деревни, которые дают представление о повседневной жизни людей. Увидев все за долгий день, я чувствовал себя несколько поспешным.

Ишкашим и Намадгут

Наша первая остановка дня – город Ишкашим. Ишкашим — крупный город в Ваханской долине, известный своим приграничным афганским рынком. К сожалению, когда мы были там, он не работал, и мы слышали, что он был закрыт в течение некоторого времени из соображений безопасности.

Другими достопримечательностями вблизи Ишкашима являются несколько горячих источников и крепость Намадгут. В апреле было еще слишком холодно для горячих источников, но форт был хорошей остановкой, хотя руины требовали немного воображения.

Namadgut fort on the Pamir highway Tajikistan

Форт Ямчун и Вранг

В то время как форт Намадгут находится прямо у дороги, форт Ямчун требовал страшной поездки в гору. Кроме того, дорогу перед нами заблокировал камнепад. Вскоре мы уже стояли в очереди из нескольких джипов в ожидании трактора, который должен был приехать.

Трактор так и не приехал, и в какой-то момент полиция просто собрала всех мужчин, чтобы вручную убрать камни. Мужчины неохотно согласились, и это казалось почти невыполнимой задачей, но через 10 минут дело было сделано.

Это того стоило, потому что форт Ямчун открывал нам прекрасный вид на Ваханскую долину и горы Гиндукуш.

Чуть дальше находятся горячие источники Биби Фатима . Местные женщины верят, что целебные воды повысят их фертильность. Это небольшой бассейн, и есть разное время для мужчин и женщин. К сожалению, женское время только что закончилось, когда мы прибыли.

Наша последняя остановка дня была во Вранге, где есть остатки старой буддийской ступы . Хотя Ваханская долина сейчас преимущественно мусульманская, в прошлом здесь также ощущались зороастрийские и буддийские влияния.

Где переночевать в Лангаре: В Лангаре есть несколько приличных вариантов проживания в семье, ни один из них нельзя забронировать онлайн.

Yamchun fort on the Pamir highway TajikistanYamchun fort on the Pamir highway Tajikistan

День 4: Лангар – Аличур

Расстояние: 125 километров.
Набор высоты: 1082 метра.

Лангар – последнее поселение в Ваханской долине. Дальше находится перевал Каргуш, соединяющий дорогу с трассой М41. До Аличура всего 125 километров, но этот участок Памирского тракта далеко не из легких.

Перевал Харгуш

Погода в тот день тоже была не очень. Мы проснулись от дождя, который вскоре превратился в снег, как только мы поднялись выше. Наш водитель внимательно следовал по следам джипа перед нами, пока мы не увидели настоящий джип. Они хотели развернуться, так как думали, что будет слишком опасно переходить перевал по такому количеству снега.

Наш водитель теперь пошел вперед, а другой джип следовал за нами. Мы не могли видеть дорогу, и все было белым. Это были одни из самых страшных моментов на нашем маршруте по Памирскому шоссе, и все в машине молчали.

И только когда мы пересекли перевал и снег снова сменился дождем, наш водитель сообщил нам, что это один из самых опасных перевалов на Памирском тракте. Его также называют Прощай молодостью, потому что автобус с молодыми советскими солдатами упал в пропасть и погиб при попытке пересечь перевал Харгуш.

Kargush pass on the Pamir highway Tajikistan

Караваны кыргызских верблюдов

После перевала мы снова оказались в совершенно другом ландшафте. Мы прощаемся с рекой Пяндж и границей с Афганистаном, но не раньше, чем видим караваны верблюдов по ту сторону границы.

По словам нашего водителя, это кыргызы, живущие в афганской долине Вахан. Так как наш водитель сам кыргыз, он кричит на них и умудряется вести какую-то беседу.

Camel caravan on the Pamir highway Tajikistan

Озера Булункуль и Яшилкуль

Плато Восточного Памира значительно выше 3000 метров. Мы прошли мимо нескольких ручьев, где играют сурки, и нескольких озер, которые насквозь замерзли. Несмотря на пасмурную погоду, было очень красиво.

Мы снова въехали на М41, но ненадолго, так как сделали небольшой крюк вдоль озер Булункуль и Ясилькуль. Булункуль – небольшой поселок с побеленными бетонными домами. Это одно из самых холодных мест в Средней Азии, и хотя уже был апрель, было действительно морозно.

Мы подъехали вплотную к озеру, на берегу которого паслись яки, но ледяной ветер позволял лишь короткую остановку. Дальше находится большое озеро Ясилькуль, которое было еще красивее. Оттуда короткая поездка до Аличура, где мы и заночевали.

Где переночевать в Аличуре: В Аличуре есть несколько приличных вариантов проживания в семье, ни один из них нельзя забронировать онлайн.

Bulunkul lake on the Pamir highway Tajikistan

День 5: Аличур – Каракуль

Расстояние: 210 км.
Набор высоты: -31 метр.

Аличур находится на высоте 3991 метр, что превышает высоту более чем на 1000 метров по сравнению с Лангаром. Поэтому я не удивился, что проснулся с легкой головной болью после довольно бессонной ночи, полной ярких снов. Все симптомы легкой высотной болезни, с которыми я знаком по походам в Гималаи.

Я чувствовал себя довольно несчастным, но пока особо не волновался, надеясь, что мое тело акклиматизируется. Мы оставили нашу дружелюбную киргизскую семью в Аличуре и направились в Мургаб и Каракол.

Обсерватория Шорбулак и петроглифы Шакты

Незадолго до Мургаба мы съехали с дороги, чтобы посетить обсерваторию Шорбулак и несколько древних петроглифов. Заброшенная советская обсерватория обычно вызывала бы у меня сильное волнение, а расположение не что иное, как абсолютно впечатляющее, с видами, простирающимися на Китай.

Подняться на холм было всего на несколько метров, но на такой высоте это непросто. Каждый шаг казался пыткой. У меня не было сил, не хватало воздуха, и моя голова все еще чувствовала, что вот-вот взорвется. Я добрался до вершины, но как только оказался там, все, чего мне захотелось, – это снова вернуться к машине. Аналогичным образом я посетил неолитические петроглифы Шакты.

Shorbulak observatory on the Pamir highway TajikistanShakty Petroglyphs on the Pamir highway Tajikistan

Перевал Мургаб и Акбайтал (Ак-Байтал)

Мы сделали быструю остановку на обед в Мургабе. Крупный город Восточного Памира с большой кыргызской общиной. Мургаб чуть ниже Аличура и я тоже стал чувствовать себя немного лучше. Достаточно, чтобы я мог насладиться обедом с супом из пельменей.

Но наш перерыв в Мургабе был коротким, и вскоре мы продолжили путь к озеру Каракол через перевал Ак Байтал. 4665 метров, это была самая высокая точка нашего маршрута по Памирскому тракту, и моя голова раскалывалась в полную силу.

Ak Baital pass on the Pamir highway Tajikistan

Каракуль

После перевала Ак Байтал мы поехали прямо к таджикско-китайскому пограничному забору. За забором находится спорный участок ничейной земли, который Таджикистан подарил Китаю , чтобы положить конец вековому пограничному спору.

Издалека уже было видно озеро Каракуль. Летом он славился своим темно-синим цветом, а теперь стал чисто белым из-за льда. Это было красиво, но все, о чем я мог думать, это то, что я мог бы скоро лечь где-нибудь в какой-нибудь кровати. Наверное, матрас на полу.

Каракуль — типичное восточное памирское село с бетонными побеленными домами и стадами яков, гуляющих по городу. Мы останавливаемся в хорошей семье.

Какими бы заброшенными ни казались вещи снаружи, внутри находится совершенно другой мир. Как только мы прибыли, принимающая семья начала топить камин ячьим пометом и начала готовить чай и ужин. На Памире всегда радушный прием.

Где переночевать в Каракуле: В Каракуле есть несколько приличных вариантов проживания в семье, ни один из них нельзя забронировать онлайн.

Karakol lake on the Pamir highway Tajikistan

День 6: Каракуль – Сары-Могол

Расстояние: 125 км.
Набор высоты: -730 м.

В Каракуле мое положение быстро ухудшалось. Несмотря на то, что я принял немного парацетамола, моя головная боль только усиливалась. Пока наша принимающая семья готовила ужин, я перестала быть уверенной, что голодна, до того, что вообще не могла думать о еде.

Наш водитель отнесся к этому достаточно серьезно, чтобы отвезти меня в местную поликлинику. Ко мне подошел дружелюбный кыргызский врач в калпакской шапке и дал какие-то таблетки. Если мне не становилось лучше через час, единственным выходом было спуститься на более низкую высоту.

Эта мысль меня сильно испугала. Единственным способом спуска было вернуться в Мургаб через перевал Ак Байтал высотой 4665 метров или пересечь границу с Кыргызстаном через перевал Кызыларт высотой 4280 метров. К тому же уже темнело.

Я действительно хотел, чтобы таблетки заставили меня чувствовать себя лучше, но когда я сидел там с кыргызским врачом, двумя дружелюбными медсестрами и нашим водителем, смотрящими на меня, я должен был признать, что я этого не делал. Когда меня начало тошнить, решение было принято. Нам нужно было спускаться, и поскольку Мургаб был недостаточно низким, мы пересекали границу с Киргизией.

Мы собрали все вещи и поехали. Было совсем темно, но наш водитель уверял нас, что уже делал это ночью. Я не первая жертва высотной болезни в Караколе.

Перевал Кызыл-Арт

Я пытался уснуть, но головная боль не давала мне уснуть. Мы действительно довольно скоро были на таджикском пограничном посту. Наш водитель вышел будить пограничников. Они хотели пригласить нас на чашку чая, но быстро прошли процедуры, когда увидели меня.

Я думал, что кыргызская граница должна быть уже совсем близко, но я не знал, что впереди нас ждет 60 километров гравийной дороги, которая не является ни Таджикистаном, ни Кыргызстаном. Другими словами, никто не чувствует себя обязанным поддерживать его. Где-то посередине перевал Кызыларт.

На перевале Ак-Байтал раньше не было снега, но теперь все, что я мог видеть снаружи, — сверкающий лед и белое покрывало снега. Это была ухабистая поездка, и я иногда чувствовал, как наш джип ускользает, поскольку дорога была заморожена. Это было еще страшнее, чем перевал Каргуш, и в машине снова было мертвая тишина.

Казалось, это длилось вечность, но через два часа мы наконец увидели кыргызский пограничный пост. Наш водитель знал охранников, и как только они встали с постели, все прошло довольно быстро.

Отныне мы, наконец, будем спускаться по высоте. Кое-что я почувствовал сразу, и когда мы, наконец, прибыли в Сары-Могол в полночь, мне стало намного лучше.

Только когда мы были в прекрасной семье, наш водитель сказал нам, что это действительно еще один очень опасный перевал на Памирском тракте, но на самом деле он предпочитает ехать по нему ночью. Днем лед тает, и дорога становится еще более скользкой.

Где переночевать в Сары-Моголе: Отправляясь к озеру Тулпар и базовому лагерю пика Ленина, вы можете разместиться в гостевом доме Тилек .

Sary Mogol on the Pamir highway Tajikistan

День 7: Сары–Могол – Ош

Расстояние: 220 км.
Набор высоты: -2210 м.

Единственным плюсом нашего ночного приключения было то, что теперь у нас было гораздо больше времени в Сары-Моголе . Прекрасный город в Кыргызско-Алайской долине, который является воротами к базовому лагерю пика Ленина.

Базовый лагерь на озере Таппер и пике Ленина

Большинство людей направляются прямо в Ош, но Алайская долина действительно стоит того, чтобы ее объехать, и я бы с удовольствием даже провел здесь больше времени, если бы я это сделал. Снега было еще слишком много, чтобы пройти весь путь до базового лагеря пика Ленина, но наш поход к озеру Тулпар был достаточно захватывающим.

Визит Алай организует прекрасные походы в живописные Алайские горы . От простых однодневных походов до многодневных походов.

Sary Mogol on the Pamir highway TajikistanSary Mogol on the Pamir highway Tajikistan

Перевал Талдык

Из Сары-Могола мы вернулись в Ош, преодолев наш последний перевал. Высота перевала Талдык всего 3615 метров. За ним зеленые луга с лошадьми и юртами. Приятно было снова увидеть траву и деревья после лунных пейзажей Восточного Памира.

В Оше мы прощаемся с нашим замечательным водителем. Мы будем скучать по нему, по его ограниченной коллекции mp3 с Modern Talking в меньшей степени.

Где переночевать в Оше: моя личная рекомендация – Guesthouse VIP . Другие бюджетные варианты — Парк Хостел Ош и Хостел Инн Ош.

Taldyk Pass on the Pamir highway Tajikistan

Идеи маршрута по Памирскому шоссе

За неделю вы сможете увидеть большинство достопримечательностей Памирского тракта, но есть несколько способов продлить маршрут Памирского тракта, если у вас есть больше времени.

Я определенно хотел бы провести еще несколько дней в Ваханской долине в Таджикистане и Алайской долине в Кыргызстане. Также в Мургабе есть несколько интересных маршрутов, которые я пропустил, например долины Пшарт и Мадиян и озеро Рангкуль.

Для получения дополнительной информации о туризме в Таджикистане я могу порекомендовать мой практический путеводитель о путешествии по Таджикистану , мой пост о том, чем лучше всего заняться в Таджикистане , и мой трехнедельный маршрут по Таджикистану .

Быстрый маршрут по Памирскому шоссе: М41

Для тех, у кого на самом деле меньше времени, еще можно проехать по Памирскому тракту. Самый быстрый путь доставит вас из Душанбе в Ош за 3 дня.

Первый день : Душанбе – Хорог (603 км – 15 часов)

Второй день : Хорог – Мургаб (317 км – 8 часов)

Третий день : Мургаб – Ош (412 км – 10 часов)

The road near Murgab on the Pamir highway Tajikistan

Расширение маршрута Памирского шоссе: долина Бартанг

М41 становится все популярнее, особенно летом на Памирском тракте и в Ваханской долине много туристов. Для более необычного маршрута Памирского тракта вы можете рассмотреть долину Бартанг .

Из Рушана не по дороге в Хорог, а по дороге вдоль реки Бартанг. Бартангское шоссе составляет около 400 километров и в конечном итоге снова соединяется с автомагистралью M41 возле Каракуля.

Основные моменты включают поход в Джизеу и проживание в семьях в деревнях вдоль долины. Гудара — последняя деревня в долине Бартанг. После этого дорога иногда закрывается для машин 4 на 4 из-за оползней или снега. В этом случае вы должны вернуться в Рушан, чтобы продолжить свое путешествие в Хорог.

The river at Rushan on the Pamir highway Tajikistan

Где остановиться во время вашего маршрута по Памирскому тракту

Нет необходимости бронировать жилье заранее, и лишь немногие принимающие семьи представлены в Интернете. Большую часть времени вы в порядке, просто появляясь. Однако, если вы предпочитаете заранее договориться о размещении, несколько гостевых домов теперь можно забронировать онлайн.

Душанбе: В Душанбе есть хороший выбор отличных хостелов, таких как хостел Памир , хостел Hello Dushanbe , хостел Yellow Душанбе и хостел City Dushanbe.

Kyrgyz homestay on the Pamir highway Tajikistan

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх